Великий предприниматель - Реймонд Крок

 

 

Однако революция, произведенная Кроком, не ограничивалась одними лишь инновациями в франчайзинговой системе. Главная его заслуга — полная переориентация сети общественного питания на детское и семейное обслуживание. Традиционно американские забегаловки были облюбованы тинэйджерами, которые оккупировали точки дешевого общепита, где и тусовались шумно, неряшливо и с акцентом на пубертатный флирт. Ясное дело, что степенные отцы семейств на розовых «Кадиллаках» со своими добропорядочными женами и благообразными детишками в такие места не заглядывали, довольствуясь пикниками на природе с барбекю и мороженым.

Реймонд Крок вернул общепит среднему классу. Лицом компании избрали клоуна Рональда Макдональда (дебютировал в 1963 году) в исполнении актера Уилларда Скотта. Пять лет тотальной рекламной компании на телевидении сделали свое дело: по опросам общественного мнения, 96% американских детей узнавали Рональда МакДональда в лицо — цифра, не сопоставимая с числом детей, знающих, как выглядит родной президент Соединенных Штатов.

«МакДональдс Корпорейшн» Реймода Крока

В 1961 году Реймонд Крок расстался с братьями Макдональдами. По первоначальному соглашению, Крок занимался франчайзингом, а Макдональды контролировали производственный процесс в ресторанах сети. Очень скоро Крок понял, что дальнейшая экспансия возможна только в условиях единоличного контроля за всеми аспектами бизнеса. Как известно, братьев Макдональдов экспансия не интересовала. После непродолжительных переговоров определилась сумма выкупа — баснословные по тем временам 2,7 миллиона долларов. Сумму назначили сами братья, а Крок не стал торговаться — его вера в потенциал «Системы» была безграничной. Таких денег у Крока, конечно же, не было, поэтому пришлось в спешном порядке создавать группу инвесторов (самым курьезным благодетелем Крока стал Принстонский университет). Понимали ли братья Макдональды, что поступают недальновидно? Вряд ли. По первому договору Дик и Мак получали 0,95% от общей выручки ресторанных франшиз. В 1961 году такой доход казался смехотворным в сравнении с 2,7 миллионами долларов. Но то было в 1961. Сегодня доля МакДональдов соответствовала бы 180 миллионам долларов ежегодно! Хотя, какое дело было братьям до того, что случится через сорок лет? Если кому-то и пришлось кусать локти, так это наследникам.

Оставшись один на один со своей «Системой», Крок ударился во все тяжкие: в 1966 году новая компания «Макдональдс Корпорейшн» насчитывала уже 800 ресторанов, которые приносили 35 миллионов долларов чистой прибыли. В том же году акции «Макдональдса» появились на Нью-Йоркской фондовой бирже (и выросли с тех пор в 1500 раз!). Сеть стремительно разрасталась, и только унифицированное меню ресторанов оставалось неизменным с 1955 года.

Только в 1968 году в меню появился «Биг Мак» — будущий флагман «Макдональдс» . Консервативный подход к ассортименту полностью компенсировался безудержной экспансией самой корпорации. В 1970 году как минимум один «Макдональдс» был уже в каждом американском штате. За три года до этого открылись два ресторана за рубежом: в Канаде и Коста-Рике. Затем последовали Виргинские острова, Япония, Голландия, Австралия, Германия, Панама, Франция, Сальвадор — в среднем по три-четыре государства в год.

Международный успех компании определялся двумя факторами: оригинальностью концепции (пресловутая «Система» в действии) и репрезентативным характером заведения. Золотисто-красные дуги, стилизованные под букву «М», повсеместно стали символом Америки. При этом эмоциональная окраска отношений (преклонение или ненависть) значения не имели: неизбежно верх берет любопытство. Когда в 1994 году открывали первый «Макдональдс» в Эль-Кувейте, очередь из машин вытянулась на 12 километров. В тот день причастились «Биг Маку» 15 тысяч правоверных мусульман. Даже с учетом результатов Первой войны в Заливе трудно предположить, что все посетители испытывали к Америке нежные чувства.

Случались и конфузы. В октябре 1974 года состоялось торжественное открытие ресторана в Вулвиче, юго-западной части Лондона, — трехтысячного по счету в сети Крока. В первый день «Макдональдс» не посетило… ни одного клиента! Оно понятно: кому как не англосаксам демонстрировать неприятие своих заокеанских родичей? Разумеется, протест Альбиона длился недолго: грамотная целевая реклама (разумеется, — по детишкам!) сделала свое дело — сегодня в Великобритании разменяли третью сотню золотисто-красных дуг.

    Рей Крок умер в январе 1984 года в возрасте 82 лет, не дожив 10 месяцев до своего 500-миллиардного биг-мака. В том году товарооборот его компании превысил 10 миллиардов долларов, было продано 50 миллиардов гамбургеров, в 36 странах работало 8300 ресторанов. Талантливейший человек и бизнесмен, он все-таки добился воплощения своей мечты в жизнь. «Макдоналдс» знают на всех континентах, и вряд ли ему в ближайшем будущем грозит банкротство. Эту корпорацию, без сомнения, можно считать одним из самых удачных примеров развития бизнеса.

<< На главную

 

 

Часть материалов для статьи было позаимствовано с этих ресурсов:
http://www.kariera.orc.ru/              http://offer.com.ua/                http://www.mybiz.ru/

 © Copyright Ruslan Ivanov

 

 Rambler's Top100Рейтинг@Mail.ru

 

<< Назад

 

DozenRoses.narod.ru

Hosted by uCoz