Великий предприниматель - Реймонд Крок

 

Историческая встреча

Все началось с необычного заказа: владельцы провинциальной закусочной заказали у Крока аж 8 миксеров! Пытливому коммивояжеру стало интересно, кому это вдруг понадобилось 40 молочных коктейлей одновременно, и он отправился в город Сан-Бернардино, откуда поступил заказ. Так состоялась историческая встреча братьев Макдоналд с человеком, который увековечил их имя и превратил его в "торговый знак" американской культуры.

Увиденное в придорожном кафе приятно удивило 54-летнего коммивояжера: сияющая чистота, стандартизированное меню, сведенное к минимуму число блюд (гамбургер, чизбургер, жареный картофель, содовый напиток и милк-шейк), отсутствием ножей и вилок, бумажными стаканчиками и низкими ценами. Все по отдельности немало путешествовавший Крок видел неоднократно, но так, чтобы сразу и в одном месте, — впервые.

Фантазия Реймонда услужливо подсказала картину прорыва: «Понастроить бы таких «Макдональдсов» по всей стране от океана до океана, а в каждом установить по восемь моих миксеров! Это сколько же денег выйдет на продаже?» Обратите внимание: поначалу Крок даже не помышлял о том, чтобы изменить своему миксеру, с которым провел лучшие 30 лет жизни. К тому же Реймонд всегда отличался глубокой порядочностью , и ему в голову не приходило, что когда-нибудь он (на законных основаниях!) сумеет назвать чужую идею своей.

На следующий день Крок изложил свою грандиозную задумку Дику и Маку, но большого энтузиазма с их стороны не встретил, так как братья уже вдоволь наигрались с расширением бизнеса в районном масштабе, так что о замахе «от океана до океана» и речи не было. «И кто же для нас построит все эти рестораны?» — грациозно обставил собственное самоустранение Дик Макдональд. « Well , what about me ? » — скромно предложил Реймонд Крок.

Непродолжительные переговоры дали Кроку десятилетний договор эксклюзивного франчайзинга на продажу сторонним операторам лицензий на использование «Системы скоростного обслуживания» под торговой маркой « McDonald ' s System ». Между прочим, в самой сути договора — первая разгадка будущего успеха гениального предпринимателя. Реймонд трезво оценил собственные возможности и сразу же задал магистральную линию проекта: не строить самостоятельно, а давать в лизинг другим. За каждую проданную франшизу Крок получал 950 долларов плюс 1,9% от валового дохода ресторана. Половину от 1,9% Крок обязался отдавать братьям Макдональдам.

Коммерсант от бога, Крок первым делом оборудовал своебразный «шоу-рум»: открыл собственный франшизный drive - in в местечке Дес-Плейн (пригород Чикаго), куда приглашал всех желающих приобщиться к революционному опыту. Оказалось — не прогадал. В первый же день ресторан дал блестящую выручку — 366 долларов 12 центов! Забавно, что три года drive - in в Дес-Плейне приносил Кроку денег больше, чем суммарные доходы от франчайзинга лицензий. Оно и понятно: ставка франшизы была сознательно установлена на предельно низком уровне (1,9%). Мудрый Крок все предусмотрел: такие льготные условия казались предпринимателям манной небесной, так что «Макдональдсы» плодились со скоростью лосося: в 1957 году Крок продал 14 франшиз, в 1958 — 100, в 1959 — 200. В 1963 году посетителей принял пятисотый ресторан (в этом же году был продан миллиардный гамбургер), в 1968 — тысячный, в 1972 — двух-, в 1974 — трехтысячный. Сегодня в мире более 31 тысячи заведений Реймонда Крока.

<< На главную

 

 

Франчайзинг

Безусловно, столь стремительный рост был обеспечен, в первую очередь, идеальной лизинговой схемой: Крок не бегал по удаленным уголкам штата, а продавал права на франшизу для целых территорий крупным антрепренерам, а те, в свою очередь, перепродавали ее местным операторам. В дальнейшем, когда Крок полностью выкупил торговую марку и права на «Систему» у калифорнийских братьев, он разработал еще одну — как оказалось, совершенно «убойную» — схему: оплата франшизы происходила в форме не процента от прибыли, а… земельной ренты! По условиям договора, земля, на которой располагался лизинговый «Макдональдс», становилась собственностью корпорации Крока, а франчайзи арендовал ее у головной компании. Размер ренты частично привязывался к обороту ресторана, частично — к конъюнктуре рынка недвижимости в данном регионе. Подобная схема позволила Гарри Зоннборну, одному из руководителей «Макдональдс Корпорейшн» (так называется компания Крока сегодня), обозначить ситуацию прямым текстом: «Мы самые настоящие риэлторы. Единственная причина, по которой мы продаем гамбургеры, — это лучшие в мире генераторы прибыли, что и позволяет нашим жильцам платить аренду».

В денежном отношении земельная рента более чем устраивала франчайзинг, хотя и крепко привязывала их к головной корпорации. В свою очередь, такой глубокий контроль позволял компании Крока строго следить за выполнением всех обязательных норм по закупке продовольствия, изготовлению пищи, технологии обслуживания и уровню сервиса. По договору франчайзинга операторы обязались выполнять все рекомендации «Макдональдса», в том числе и закупать продовольствие в компаниях, определенных центром. Стандарты приготовления пищи, контроль за качеством, методика обслуживания и реклама также определялись Реймондом Кроком.

 <<Назад    Далее >>

 

 

Rambler's Top100Рейтинг@Mail.ru

 

 © Copyright Ruslan Ivanov

DozenRoses.narod.ru

Hosted by uCoz